Принципы бережливого производства

Одним из центральных положений бережливого производства является понятие ценности для потребителя. Ценность — это полезность, присущая продукту с точки зрения клиента. При этом ценность создаётся производителем в результате выполнения ряда последовательных действий. Например, автомобиль приобретает ценность в процессе обработки и изготовления деталей, сборки, покраски.

От первого до последнего этапа создания, когда будет получено готовое изделие, происходит постепенное приращение ценности к продукту. Подобный поэтапный процесс получил название потока создания ценности и представляет собой ключевые потоки перемещения сотрудников, материалов и информации, необходимых для изготовления и доставки продукта или оказания услуги конечному потребителю [111]. Поток создания ценности, в некоторой степени, эквивалентен понятию процесса в процессном подходе управления качеством [37].

В идеале все действия производителя должны быть направлены на создание ценности. Однако в реальной практике это не всегда выполнимо и часть действий или технологических операций потребляет ресурсы, но не создаёт ценности для потребителя. Такие действия или операции именуются "потерями". Устраняя потери мы добиваемся большей ценности для потребителя и сокращаем затраты на её производство. Процесс устранения потерь является вторым важным положением бережливого производства.

В японской интерпретации потери называются "муда" - слово, которое в переводе означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создаёт ценности. Классическим примером потери является хранение изделия на складе, которое не требуется потребителю, но увеличивает стоимость изделия. Потерями являются также дефектные изделия, которые приводят к дополнительным затратам необходимым для их устранения. Складские и другие косвенные издержки, расходы, связанные с переделкой, браком, войдут в стоимость готового изделия и должны будут оплачены потребителем.

В процессе анализа потерь предприятий, основоположниками бережливого производства были сформулированы 8 видов потерь [10, 28, 45]:

  • потери из-за перепроизводства;
  • потери времени из-за ожидания материалов, деталей, специалистов;
  • потери при ненужной транспортировке;
  • потери из-за лишних этапов обработки;
  • потери из-за лишних запасов;
  • потери из-за ненужных перемещений;
  • потери из-за выпуска дефектной продукции.
  • нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Кроме потерь в концепции бережливого производства выделяют ещё две причины низкой эффективности и качества — му́ри и му́ра, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»:

Му́ра — неравномерность выполнения работы, вызванная не колебаниями спроса конечного потребителя, а особенностями производственной системы. Неравномерный темп работы при выполнении операции, например, при периодической остановке оборудования, заставляет сотрудников сначала спешить, а затем ждать. В большинстве случаев неравномерность можно устранить за счёт гибкого и правильного планирования, рациональной организации процесса, настройке оборудования и внимательного отношения к темпу работы.

Му́ри — перегрузка оборудования или сотрудников, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени. Подобные ситуации истощают сотрудников, увеличивают частоту появления ошибок. Наиболее часто в основе перегрузки лежит нерациональное планирование. По своему характеру медицинская деятельность сопряжена с возникновением ситуаций сверхнормативной нагрузки в случаях эпидемий, различных катастроф, несчастных случаев. В частности во время эпидемии ОРВИ нагрузка на врачей увеличивается до 40 – 45 больных, в то время как норматив составляет не более 20.

Исследователями бережливого производства предлагается поэтапный план внедрения его в деятельность организации, который включает пять этапов [10]:

  1. определить ценность конкретного продукта;
  2. определить поток создания ценности для этого продукта;
  3. обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта;
  4. позволить потребителю вытягивать продукт;
  5. стремиться к совершенству.

Важным принципом бережливого производства является ориентация на потребителя, которая определяет, что в основе создания продукта или услуги лежат требования заказчика. Требования заказчика меняются во времени, в характере требований. Задача менеджмента состоит в том, чтобы непрерывно отслеживать изменения и менять производственные процессы в соответствии с этими требованиями.

Категория: Lean production (Бережливое производство) | Добавил: pharmdoc (17.06.2018)
Просмотров: 627 | Теги: бережливое здравоохранение, бережливое производство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar